Подписаться
ВЭЦ "НЕРПЁНОК"

Такой предмет всего один — он жизненно необходим (конкурс «Лучший учитель года по ОБЖ» )

И. Шавейко , специалист кафедры охраны здоровья, безопасности жизнедеятельности и физической культуры Иркутского ИПКРО 

О. Коновалова, майор внутренней службы, Главное управление МЧС России по Иркутской области

С 26 по 29 сентября 2012 года в Иркутской области в третий раз проводился смотр-конкурс «Лучший учитель года по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности». Этот конкурс профессионального мастерства организуется ежегодно в соответствии с подпрограммой «Патриотическое воспитание граждан Иркутской области и допризывная подготовка молодежи» на 2011-2013 гг. в рамках долгосрочной целевой программы «Молодежь Иркутской области». Учредителями его являются министерство образования Иркутской области и Главное управление МЧС России по Иркутской области при содействии Байкальского поисково-спасательного отряда МЧС России (БПСО), областного ГКУ «Аварийно-спасательная служба Иркутской области», регионального отделения Всероссийского добровольного пожарного общества, Иркутского государственного лингвистического университета, при информационной поддержке учебно-методического журнала «Основы безопасности жизнедеятельности» МЧС России.

Кто есть кто

Подхватить эстафету профессионального мастерства, стартовавшую два года назад, прибыли 23 педагога из 19 городов и районов Иркутской области. Тогда, в 2010 году, из всего количества учителей, вызвавшихся принять участие в конкурсе, в соответствии с техническими возможностями его проведения были допущены 17 человек. Они стали первыми из решившихся, наверное, не столько посостязаться между собой в искусстве владения профессией, сколько показать обществу важность освоения каждым человеком азов культуры безопасности и роль в этом школьного предмета ОБЖ, побороться за его авторитет среди других школьных дисциплин и престиж преподавателей, дающих детям жизненно важные знания и навыки.

В 2011 году, во втором конкурсе, участников было 18.

Примечательно, что конкурс не даёт преимуществ никому – ни по возрасту, ни по половой принадлежности, а его практический этап представляет много серьёзных трудностей для человека, особенно мало тренированного или физически неподготовленного. Однако это не явилось препятствием для учителей ОБЖ – ни для мужчин, ни для женщин. И это притом, что на первых соревнованиях старшему их участнику было 56 лет, на вторых – 55, а в этот раз тем, «кому за 50» было девять человек, ещё одному исполнилось 62, наконец, самому зрелому педагогу минуло 66 лет. Так что в день начала соревнований они не без оснований шутили, говоря: «Тряхнём стариной!».

Была среди «умудренных жизнью» и женщина 55 лет, которая тоже посмеивалась над собой: «В пенсионном возрасте всё только начинается!» В конкурсе 2010 года рискнули принять участие всего четыре женщины, во втором пять, а в третьем – уже шесть…

Примечательно, что в группе преподавателей ОБЖ были военнослужащие запаса в званиях от старшего сержанта до полковника, профессиональные военные, окончившие специальные вузы: Биньковский Дмитрий Анатольевич – Восточно-Сибирский институт МВД РФ, Бутаков Андрей Георгиевич – Московское высшее военное общевойсковое командное училище, Вершинин Юрий Александрович – Новосибирское высшее общевойсковое командное училище, Мирюков Юрий Алексеевич – Иркутское высшее военное авиационное инженерное училище, Хафизов Альфит Гаянович – Военную академию связи им. С.М. Будённого, Ткаличев Владимир Сергеевич – Дальневосточное высшее общевойсковое командное училище им. Маршала Советского Союза К.К. Рокоссовского. Последний – ветеран боевых действий в республике Афганистан, участник ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.

Не ординарная биография у Иванова Марэка Николаевича. Родился в Чехословакии во время прохождения военной службы его родителями. Отец – полковник, замполит противотанковой бригады, мама – старшина, старшая медицинская сестра операционного блока. Сам Марэк служил в армии срочную службу, был заместителем командира взвода связи отдельной вертолетной эскадрильи ракетной дивизии стратегического назначения, гвардии старший сержант.

Общий портрет участников конкурса был бы неполон без «спортивных штрихов»: Михалёв Вячеслав Юрьевич – серебряный призёр чемпионатов России по военно-спортивному многоборью среди учителей (Москва, 2011 г.) и по универсальному марафону среди ветеранов (Москва, 2012 г.); Мирюков Юрий Алексеевич – мастер спорта СССР по стрельбе из лука, в прошлом чемпион Сибири и Дальнего Востока и пр.

ОБЖ – может!

Открытие смотра-конкурса состоялось 26 сентября в Главном управлении МЧС России по Иркутской области. Нет ничего торжественнее, чем гордо стоять под звуки гимна своей страны, исполняемого военным оркестром. Настоящий учитель ОБЖ – это прежде всего патриот. И когда зазвучала «живая музыка» духового оркестра пожарных, у многих учителей, говоря их словами, «аж мурашки по коже побежали».

Очень тепло приветствовал педагогов исполняющий обязанности начальника Главного управления МЧС полковник внутренней службы Станислав Омельянчик. Он отметил, что в школе есть разные предметы, проводятся олимпиады по этим предметам, но иметь собственный учительский конкурс может позволить себе не всякий предмет. И учителя были горды, потому что ОБЖ – может.

Первые нормативные и правовые основы организации курса ОБЖ разрабатывались специалистами Минобразования и МЧС России. Очень хорошо, что к созданию конкурса «Лучший учитель года по ОБЖ» тоже привели усилия представителей этих двух министерств. И результат всего этого, безусловно, есть, он значительный, только его не всегда видно. Ведь, если в чрезвычайных ситуациях люди остаются живы и здоровы, это и значит, что знания ОБЖ работают, культура безопасности повышается. В то время как результаты ЕГЭ определяются баллами, знания и навыки по ОБЖ – отсутствием трагедий. Да, учащиеся не сдают единый государственный экзамен по ОБЖ, предмет «задвигается» в школах на задний план, показатели успеваемости по этому предмету особенно не волнуют ни родителей, ни завучей. Но, если по-честному, какая же задача может быть главнее, чем обеспечение жизни и здоровья наших детей!

А поговорить?

Первые испытания ждали участников в Иркутском государственном лингвистическом университете, который уже имеет опыт организации российских школьных и студенческих олимпиад по ОБЖ. Вопросы компьютерного тестирования были нацелены на проверку знаний учителей по нормативно-правовым документам в области ГОЧС, методических рекомендаций по организации и проведению занятий по основам безопасности жизнедеятельности, по педагогике и методике обучения правилам поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций.

Результаты тестирования в целом не порадовали жюри. Самый лучший достигнутый показатель оказался далековат от «верхней планки» – 77 баллов из 100 возможных. Такое их количество набрал только А. Кружалин. Следующие за ним коллеги «заработали» заметно меньше – 66 баллов (Ю. Вершинин) и 65 (М. Богородская). По школьным критериям оценки уровня знаний это примерно «четвёрка». Что сказать о конкурсантах, которые «выстроились» позади?

Объяснялись такие результаты просто: конкурсанты не ожидали, что придется демонстрировать свою подготовку по методике обучения, нормативно-правовой базе и т. п.; они полагали, что потребуется показывать знания содержания предмета и были растеряны, не найдя в тестах привычных заданий, связанных с определениями опасных природных явлений, характеристиками катастроф, основами военной службы или правилами поведения в чрезвычайных ситуациях.

Всем конкурсантам очень понравились графические вопросы, хотя, например, кто-то так и не смог на карте звёздного неба найти Полярную звезду.

Жюри, анализируя результаты тестирования, подчеркнуло, что конкурс профессионального мастерства уже заранее предполагает, что учителя обязаны знать содержание учебников, по которым преподают, ведь для этого они получают специальное образование. А вот госстандарты и законы страны, методики и технологии обучения постоянно меняются, совершенствуются, и за этим педагогу необходимо следить…

Теоретический тур конкурса состоял из этапов «визитная карточка» участника и представление уроков и внеклассных учебно-воспитательных мероприятий по ОБЖ.

Зрительские симпатии к авторам «визитных карточек» участников совпали с мнением жюри, которое поставило равное максимальное количество баллов А.Канаховичу и М.Иванову, прославлявшим в древнерусских костюмах «разумное, доброе, вечное». Что посеешь, то и пожнёшь – основная мысль презентации профессии учителя ОБЖ этими учителями. С таким же результатом закончила презентацию Н.Прохорова, показав залу уверенную Мэри Поппинс, не боявшуюся перемен и ветров школьной жизни.

С минимальным отличием от победителей – всего в один балл – были равно оценены «визитные карточки» Н.Ляпуновой, Ю.Вершинина, В.Глебского, Н.Грищенко, А.Тепляшина, В.Ткаличева, И.Тирских.

План-конспект авторского сценария внеклассного учебно-воспитательного мероприятия составлялся по теме, выбранной самим конкурсантом: например, День здоровья, туристическое мероприятие, обучающая экскурсия, мероприятия в рамках движения «Школа безопасности», военно-спортивные игры, День защиты детей, День ОБЖ и т. д.

С требованиями к плану-конспекту участники были ознакомлены за два месяца до начала конкурса, но многие с заданием не вполне справились, так как не разобрались с критериями их оценки. Максимальное количество баллов не получил никто. Тем не менее отмечались и очень хорошие работы – 48 баллов из 50 возможных жюри поставило сразу семи участникам: Н.Грищенко, Н.Казакову, А.Кружалину, М.Богородской, А.Тепляшину, А.Хафизову, Н.Щегловой. Это говорит о том, что они серьёзно готовились к показу своего профессионального мастерства…

При защите уроков основные затруднения учителей выражались в нехватке времени. По условиям конкурса презентация не должна превышать 10 минут, время ответов на вопросы по представленному материалу – 5 минут. Участники, как правило, просили дать больше времени, так как не успевали рассказать всё, что хотелось. Но жюри было непреклонным: время на уроках ОБЖ – дефицит, говорить нужно меньше, учить убедительнее. Выбор фрагмента урока оказался трудной задачей для испытуемых, что отмечали сами преподаватели. Победителем в данном конкурсе определили М.Богородскую, а зрительские симпатии получил урок В.Глебского…

Босиком, так босиком!

Организаторы мероприятия, составляя задания для его практических этапов, на этот разрешили уделить особое внимание проверке навыков учителей ОБЖ по выживанию в природных условиях. Для этого сотрудники МЧС во главе с заместителем начальника   Центра  подготовки спасателей Байкальского ПСО спасателем международного класса Ильичёвым Виктором Витальевичем выбрали место в 110 км от города Иркутска, неподалеку от посёлка Большое Голоустное.

Там, в дельте реки Голоустной, разливающейся перед Байкалом на шесть рукавов, имеется длинный остров, на который можно попасть только перейдя реку вброд или преодолев ее иным способом. На острове раскинулась реликтовая роща с тополями, возраст которых, по разным данным, определяется в пределах от 300 до 500 лет. Тальники имеют причудливые формы, умирающие деревья похожи на сказочные персонажи и полны тайн.

В самом же посёлке располагается  Визитный   экологический   центр  « Нерпёнок », гостеприимно ожидавший участников конкурса. Они же более двух часов тряслись в автобусе по грунтовой дороге, воспринимая это как первую проверку – на выносливость. За окнами в клубах пыли проплывали пейзажи, поражающие своей красотой и загадочностью. Например, гора Шаманка или другая бурятская святыня – Красная Скала. Известно, что для жителей Сибири существует культ скал, и наверняка некоторые участники предстоящих «баталий» мысленно просили у этих скал сил и поддержки в борьбе за победу на конкурсе.

Продвигаясь к Байкалу, участники испытывали разные чувства, но общими были тревога, волнение, сомнение, всё было интересно и занятно, а впереди ожидала большая недетская игра. В пути рождались стихи, которые потом отражались в боевых листках:

Встречаем мы трудности в самом начале,
Но главные трудности – там, на Байкале.
Пусть ветер с Байкала подует в лицо,
Покажет учитель себя молодцом.
Пройти суждено очень трудный маршрут,
Надеемся – знания не подведут!

Только учитель, наученный практическим действиям, может сказать ученику: «Делай как я, и всё будет хорошо!» А чтобы научиться этому, учителю необходимо вначале самому пройти испытания на всевозможных этапах, подобные которым предлагаются его ученикам, скажем, на олимпиаде по ОБЖ.

Встретив конкурсантов и дав им возможность прийти в себя, спасатели провели для них инструктаж накануне практического тура. При этом было сказано, что им потребуется преодолевать реку вброд, так как иначе на остров попасть нельзя. Следует идти в обуви, потому что переходить реку босиком очень опасно. А так как ни у кого запасного ее комплекта нет, разуться придётся. Если же участник откажется от этого, ему дадут специальные сапоги для переправы, но снимут с данного этапа.

Вода в сентябре в реке очень холодная, и участники с завистью смотрели, как спокойно переходят реку «необутые» местные бурёнки. Все конкурсанты настроились тоже идти босиком, а там «уж как получится», никто от этого не отказался и не возмущался. Тем более что следующим этапом было разжигание костра, значит, предполагалась возможность обогреться и обсушиться. С ожиданиями суровых испытаний легли спать. А утром… спасатели сказали, что они пошутили. И это было такой приятной и радостной новостью перед стартом!..

Полностью статья опубликована в журнале
«Основы безопасности жизнедеятельности» №10 2012 г.
 

Добавить комментарий

Сезоны. Стоимость проживания и путёвок. 13.02.2015 Стоимость проживания зависит от сезона. Зеленый - низкая ; Желтый - средняя; Красный - высокая. СЕЗОНЫ: ЗЕЛЕНЫЙ     1.06 --- 12.06        ЖЕЛТЫЙ       13.06 --- 30.06 КРАСНЫЙ    1.07 --- 30.07   ЖЕЛТЫЙ     3.08 --- 20.08 
Скидки, акции, специальные предложения   01.03.2015
  • Скидки: 10+1/бесплатный взрослый сопровождающий/
  • Родители с детьми проживают  по детским расценкам.
  • В комнатах по 6-8 человек 10% скидка.
Организаторы заезда или операторы получают 10 % от стоимости путевки.
Бронирование. Все места на определенные даты могут быть заняты. Забронировать места можно через специальную форму нашего сайта. Способы связи и бронирования номеров